Культура и искусство
Kitaro
3 года назад
4.5K
Kitaro - величественный, грандиозный, авангардный, и в то же время очень традиционный, загадочный, почти мистический - множество эпитетов могут составить только поверхностную картину его творчества, основу которого составляет природа. Она представляет не только духовную питательную среду, на которой выросла величественная, монументальная музыка артиста, но и в буквальном смысле является истоком духовности музыканта.

Масанори Такахаши (Masanori Takahashi) в семидесятые был таким же, как и многие его сверстники - учился, играл в рок-группе, однако одна его индивидуальная черта, помноженная в недалеком для него в то время будущем на три жизненных обстоятельства, и пробудила музыкальный талант. Эта черта - тяга к природе, созерцательное растворение в ней. Любовь к природе видимо была привита с детства, а значит путь творца был уже предопределен. Будущий музыкант родился 4 февраля 1953 года, и к подходу бурных семидесятых уже заканчивал высшую школу. Тогда по всему миру прокатилась волна рок-истерии, и вкупе с рывком, который сделала Япония в индустриальном развитии, модная волна с обеих сторон света захлестнула стремительно развивающееся островное сообщество. У юного музыканта не было музыкального образования, и осваивать технику игры на гитаре пришлось самому, на слух.

Kitaro

Школьные друзья за неугомонность, целеустремленность, и развитое не по годам чувство ответственности прозвали начинающего хипстера в честь героя популярных комиксов, впоследствии трансформировавшихся в мультфильмы - Kitaro (Китаро). Вне зависимости от того, какими регалиями наградит его судьба в дальнейшем, музыкант пронесет этот ник через всю жизнь, ни разу не променяв его на официальные инициалы. Возможно эта подпитка из экспериментальных семидесятых действует до сих пор, заряжая музыканта идеями.

Kitaro - величественный, грандиозный, авангардный, и в то же время очень традиционный, загадочный, почти мистический - множество эпитетов могут составить только поверхностную картину его творчества, основу которого составляет природа. Она представляет не только духовную питательную среду, на которой выросла величественная, монументальная музыка артиста, но и в буквальном смысле является истоком духовности музыканта.

Kitaro вырос в деревне, в семье простых крестьян, которые заложили в душу юноши почитание национальных японских традиций, веру в мистическое начало, связь души с природой, восхищение красотой окружающего мира. Мистик, почти синтоист, музыкант с тонкой душой и изысканным вкусом, помноженным на незашоренность традиционным музыкальным образованием - Kitaro было тесно в изъезженных вдоль и поперек рок-н-рольных рамках, поэтому что-то обязательно должно было произойти, и это что-то произошло.

Молодой тогда Масанори Такахаши закончил высшую школу экономики и перебрался в Токио. Музыкальная среда стремительно развивающегося индустриального города познакомила юного музыканта с синтезатором. Это и стало первым поворотным моментом в жизни Kitaro, предопределившим путь музыканта. Божественные звуки необычного инструмента, широта его возможностей открыли новые горизонты для творчества - Kitaro продолжает с новыми силами и звуками музицировать без группы, самостоятельно творя и аранжируя музыку.

Kitaro

Нужно сказать, что музыкального образования у Kitaro никогда не было, но тем не менее он самостоятельно научился играть на синтезаторе, флейте, электрогитаре, ударных, освоил мастерство аранжировщика, звукорежиссера. Kitaro изобрел собственную систему для записи звуков на бумаге, которой пользуется и по сей день. Возможно кому-то и покажется это недостатком, но только не музыканту, который не учился музыке - он просто впитывал ее, как пищу, как солнечный свет, как воздух и воду. К тому же незнание музыкальных канонов позволяет музыканту быть свободным от музыкальных стереотипов, неизбежно прививаемых вместе с традиционным образованием.

Вторым знаковым событием является путешествие в 1972 году в Германию, где Kitaro знакомится с Клаусом Шульце (Klaus Schulze), тогдашним богом немецкой андеграундной электронной музыкальной среды. Немцы всегда тяготели к электронным экспериментам, Tangerine Dream, и отколовшийся впоследствии от них Klaus Schulze, а так же Kraftwerk являются родоначальниками и популяризаторами электронной музыки, а заложенные ими основы электронного музицирования и экспериментаторства со звуками до сих пор влияют на звучание современной, как авангардной, так и популярной музыки. Техно, рейв, транс, хардкор, индастриал, драм-н-бас, дабстеп - это все дети, рожденные от авангардных электронных родителей-экспериментов, которые проводили в семидесятые годы, идейным центром которых была Германия. Клаус Шульце показал широту возможностей синтезаторов, указал стилистические особенности синтетической музыки, продемонстрировал, чего сам добился в атмосфере электронного авангарда, и это настолько поразило Kitaro, что вскоре по приезду на родину у начинающего музыканта появились первые работы, к которым даже профессионалы отнеслись очень серьезно.

Третьим знаком судьбы, окончательным поворотом к своей оригинальности, реализуемой в музыке, стало в 1976 году путешествие по странам Азии - Китай, Таиланд, Лаос, Индия, Вьетнам. Знакомство с множественными течениями и культурными традициями Азии стало для Kitaro откровением. Буддийская музыка, традиционная китайская музыка, исламские корни, даосизм, - культура Азии необычайно музыкальна. Манты тибетских храмов, горловое пение монголов, тайские колыбельные, не говоря уже об индийской музыке, где каждая провинция имеет собственный, отличительный стиль в общей музыкальной канве - все это впоследствии будет неразрывно переплетено в музыке Kitaro, являясь именно тем стержнем, вокруг которого, как облако вокруг горы, возникает феномен исключительной особенности творчества музыканта.

Мой собственный мир кончился. Я осознал, что не отличаюсь от нищего на улице Калькутты.

Kitaro является одним из родоначальников стиля New Age. Музыка фантастической мелодичности, созданная на стыке самых передовых технологий и традиционных инструментов, выделяющаяся пространственными, монументальными темами, величественной размеренностью, грацией тысячелетних традиций и авангардным звучанием, с самым широким использованием оркестровых обработок и серьезной студийной работой над звуком. Такая музыка - как откровение, она бесконечно раздвигает горизонты для воображения.

Первый альбом - музыка для серии документальных фильмов, записанная в 1978 году по заказу одной японской телекомпании - сразу стал культовым среди ценителей, каковым остается и по сей день.

Впоследствии Kitaro неоднократно будет писать музыку для кино, за которую его отметят самыми престижными наградами. Альбомы следуют один за другим, расширяя горизонты традиционной музыки совершенно новым звучанием.

С первых альбомов Kitaro использует звуки и приемы, по которым можно безошибочно идентифицировать его музыку. За десять лет музыкант проделал гигантский путь от неизвестного юноши с широко открытыми глазами и необычным жизненным укладом до всемирно известного артиста.

Меня вдохновляет природа. Я только вестник.

Широко известным, и прежде всего в США и Западной Европе, Kitaro становится после выхода в 1980 году большого, двойного альбома "Silk Road". На две пластинки вошли три десятка композиций, написанных до этого для японского документального фильма, и частично выходивших уже, но большей частью издававшихся впервые. Музыка Kitaro разительно отличалась от царившей тогда звуковой агрессии. Все модные музыканты старались перекричать друг друга, рвали струны, лупили по барабанам, выли электроогранами, пытаясь достичь доселе невиданного, резкого, жесткого звучания, непременно механически ритмичного, обезличенного. Не удивительно, что в начале 80-х появились новая волна, техно и индастриал - сорвеменники того неспокойного времени, эпохи сдвига музыкальных трендов. Kitaro же дал слушателям совершенно иную музыку, не просто другую, а отличавшуюся своими базисами, своими гармониями. Его музыка покорила американского и европейского слушателя гармоничностью, отсутствием монотонности и однообразия, и в то же время отточенным, почти ювелирным звучанием. В музыке Kitaro соединялся рационализм Запада и индивидуальный дух Востока, слитые в мелодичной, рефлексивной форме, поражающей одновременно и простотой и глубиной.

Все восьмидесятые Kitaro активно гастролирует, выпускает один за одним альбомы, трудолюбиво работает в студии. Итогом является его решение перебраться жить в Америку, где он поселился в уединенной резиденции, являющуюся одновременно и студией, способной одновременно вместить почти сотню музыкантов. Дом-студия находится в окрестностях города Боулдер (Boulder), на высоте 3000 метров над уровнем моря. Сам Kitaro говорит, что в доме отшельника ему легче добиться уединения и спокойствия, нежели чем на родине в Японии, где он всегда на виду.

В 1989 году Kitaro окончательно перебирается из родной Японии за океан, где живет и по сей день. Не смотря на свои достижения, музыкант остается очень скромным человеком. Во всем он благодарит музыку и природу, которую почитает по древним японским обычаям.

Kitaro

Не смотря на то, что Kitaro перебрался на белый материк, он не забывает свои корни - с 1983 года Kitaro в конце каждого августа выезжает в Японию, где отдает почтение матери-природе, проводя у подножия Фудзиямы церемонию полнолуния. Она длится всю ночь, в течение которой музыкант играет на традиционных японских барабанах Taiko.

Эта церемония больше похожа на колдовство. Музыкант привозит с собой огромный барабан Тайко, устанавливает его на склоне, и бьет в него колотушками с момента захода солнца, оповещая барабанной дробью на многие километры вокруг о предстоящем полнолунии.

Музыкант называет все это посвящением Фудзи, и продолжается представление всю ночь без перерыва, заканчиваясь лишь с первыми лучами солнца. И пусть руки стираются за такую ночь до крови, он каждый раз проводит эту церемонию, считая своим сыновьим долгом почитание матери-природы.

В полнолуние связь человека с природой самая сильная, и я верю в то, что такой ритуал делает эту связь еще крепче и заряжает меня энергией.

Kitaro предпочитает уединение - он редко появляются в городе, проводя все время на природе, часто выезжает на побережье или в горы, слушая звуки дождя, лесной реки, предается созерцанию на природе и музицированию в своей студии. Он не читает газет, не слушает радио, не смотрит телевизор.

Отрешенность от современной гонки за материальным наполнением бытия, любовь к природе, почитание древних традиций, и в то же время музыкальное новаторство - это и выделяет Kitaro на фоне остальных. Он никуда не торопится, но именно эта размеренность позволило ему создать огромное количество шедевров.

И музыка у музыканта получается подстать ему самому - ее невозможно слушать на бегу, она требует определенной атмосферы. Чтобы ее воспринимать, нужно как минимум остановиться, и хотя бы на время избавиться от груза повседневности. Воистину, служенье муз не терпит суеты.

Чувство — самый важный элемент в моей музыке.

В 90-е годы Kitaro активно сотрудничает с известными артистами - записывает альбом "Dream" совместно с вокалистом "Yes" Яном Андерсоном, музицирует с ex-ударником "Greatful Dead" Миком Хартом, создает музыку к фильму Оливера стоуна "Heaven And Earth", за которую впоследствии ему вручат престижную музыкальную награду "Golden Globe Awards".

Да и вообще, альбомы Kitaro семь раз были номинантами на премию "Грэмми", и в 2001 году за альбом "Thinking of you" музыкант получил эту самую ценимую в музыкальном мире премию.

Для полноценного впитывания музыки Kitaro нужно вспомнить, как вы, будучи маленьким ребенком, искали гармонию в шуме ветра на поле, покрытом высокими, душистыми травами, звуках капель летнего дождя, барабанящего по земле, и выбивающего тонкую, почти неуловимую пыль, шелесте опавшей осенней листвы, шуме деревьев, когда вы, запрокинув голову, лежали на опушке, вдыхая тысячи цветочных ароматов, и наблюдали, как по бесконечно глубокому небу плывут живые облака.

Kitaro

В музыке Kitaro можно найти и грозное природное начало, скрытое в каждом из нас, и величие мира, в котором мы живем, и неуловимые изменения, сопровождающие нашу жизнь на всем ее протяжении, и чувственность, и жажду познания, и магию перевоплощений.

Музыка Kitaro - это музыка для человека, который хочет понять свое место в жизни, значимость окружающего мира, его влияние, сложность невидимых, непостижимых взаимосвязей, в паутине которым мы - такая бесконечно малая, и в то же время уникальная частица, как и все окружающее, музыка, творящая гармонию и творимая гармонией.

Его музыка обращается напрямую к нашему подсознанию, она оставляет в стороне голую виртуозность и внешнюю эффектность. Если попытаться бросить образные взгляды-мазки на мир Kitaro и, скажем, традиционного и современного джаза, то первый - это звучание души, а второй - сердца.

Музыка Kitaro достойна восхищения. Это не просто музыка, это целая философия. Чем больше ее слушаешь, тем больше хочешь познать себя.

Ритм-энд-блюз дает нам глубокие душевные переживания, очень трудно выразить их словами. По сути своей ощущения слушателей на моих концертах и на блюзовых весьма схожи. В основе и той, и другой музыки лежит soul - душа, и я стараюсь выразить в своих произведениях глубокие простые чувства.

Не берусь судить о личных качествах Kitaro, но мне кажется, что он смелый человек. Он дважды женат. Первый раз ему хватило смелости жениться на дочери одного из кланов якудза. Но еще большей смелостью было развестись с ней. Часто из-за этого брака он подвергался критике, но сам Kitaro говорит, что якудза отец, но не дочь, и живя с ней, он не чувствовал никакого влияния с темной стороны родственников. Это так же не было и причиной развода - музыкант мирно развелся с женой, потому что она не хотела переезжать в Америку, но она и по сей день является его хорошим другом. Со второй женой он живет и по сей день, она играет с ним на синтезаторах.

Kitaro - необычный человек. Он дал несколько концертов специально для самой необычной аудитории - беременных женщин. Первый раз были приглашены только будущие мамы, второй раз - тоже, но билеты уже не продавались, а раздавались бесплатно как для мам, так и их сопровождающих.

Музыкант говорит об этих концертах, как о стремлении к тому, чтобы дети слушали его музыку, будучи в еще в эмбриональном состоянии. Учитывая тот факт, что дети в таком положении слышат и воспринимают музыку, можно надеяться, что эксперимент Kitaro прошел удачно.

Kitaro на сцене производит странное впечатление. Кажется, что он находится в постоянном трансе, что он где-то очень глубоко внутри себя. Длинные, развевающиеся, уже наполовину седые волосы вкупе с бородой азиатского мудреца, странные покачивания руками в такт музыки, полузакрытые глаза, живая игра на множестве инструментов практически без остановки и совершенно без фальши (и это - у человека, не знакомого с нотной грамотой и не имеющего музыкального образования), неизменно строгий дресс-код, либо европейский, либо традиционно японский, медитативная глубина движений, прерываемая отдельными экспрессивными выпадами к инструментам, немногословность, прикрытая скромной полу-улыбкой - все это производит впечатление человека странного, почти блаженного.

Долгое время, пребывая в Америке, Kitaro выступал предпочтительно с западными музыкантами, но в 2001 году, после шестилетнего перерыва, он провел тур по родной Японии, где наверстал упущенное общение с родственной по языку и духу аудиторией - в его труппе были практически одни японцы, а впечатление от музыки усилили традиционные японские барабаны и танцоры. С тех пор Kitaro часто бывает в Азии, выступая с концертами в Китае, Японии, на Тайване, во Вьетнаме, и каждый раз он привлекает к совместному творчеству местных музыкантов.

В октябре 2011 года компания Doro Records закончила грандиозный выпуск из десяти серий предыдущих записей, подвергнутых, с учетом современных требований к звуку и возможностей аудиоаппаратуры, ремастерингу. Эта серия включает в себя лучшие композиции Kitaro.

Любой критик найдет в биографии Kitaro моменты, достойные внимания, но мой порыв написать об этом музыканте не имеет популистских корней. Для меня несомненно, что Kitaro - явление в мировой музыкальной культуре.

Огромное творческое наследие (45 альбомов, а может быть уже и больше), выраженное в совершенно необычном, самобытном стиле, может являться для многих проводником в бесконечность, имя которой - музыка. Вам остается только сесть, закрыть глаза, и отправиться в волшебное путешествие.

Kitaro