Культура и искусство
Dead Can Dance
8 лет назад
5.1K

Сегодня - середина середины зимы, время снежных ветров. Уже глазом видны первые признаки того, что день становится длиннее и светлее, но ночи по-прежнему холодны и мрачны, и порой кажется, что сама смерть природы оживает, показывая нам жизнь неживого. А это значит, что пора поговорить о Dead Can Dance.

Dead Can Dance

Писать и говорить о музыке – это все равно что танцевать об архитектуре. Я не знаю, как словами описать музыку этого проекта, поэтому буду говорить на уровне ощущений. От этой группы пахнет Босхом. Их творчество пропитано средневековьем, Ближним Востоком и готикой. Отнести музыку группы к какому-либо стилю практически невозможно. Ранние работы тяготеют к дарквейв, более поздние несут в себе признаки древней этнической музыки мира. В целом же это явление относят к инди-культуре, однако я бы не стал строго определять ту нишу, которую занимает Dead Can Dance в огромном музыкальном слое странного, непонятного и красивого. Ведь как сказал один мудрый, определить - значит ограничить.

Dead Can Dance "Anywhere Out Of The World"

Основой группы являются два человека с трудно произносимыми для славян именами: Брэндан Пэрри и Лайза Джерард, австралийцы, переселившиеся в Англию. Я не буду буду говорить о том, как они повстречались друг другу на музыкальном пространстве, да и вообще меня мало интересуют бытовые ньюансы любых музыкальных проектов. Более важны детали, порождающие саму музыку. Раннее творчество группы весьма мрачновато. Но не тяжелыми современными нструментами была достигнута темнота звучания, а необычными мелодичными тактами, использованием старинных инструментов и общей атмосферой текстов. Казалось бы, ничего мрачного в музыке нет, но вся она становится похожа то ли на отпевание покойников, то ли на звуковое сопровождение древних магических обрядов.

Dead Can Dance "Cantara"

В 1984 году группа выпускает свой дебютный альбом, который представляет своеобразный сборник композиций, записанных в период с 81 по 84 годы. Журналисты и меломаны срезу отметили группу. Часто у них возникал вопрос о названии. Вот что говорят сами музыканты в одном из интервью: «Обложка альбома, ритуальная маска из Новой Гвинеи, сделана такой чтобы визуально интерпретировать смысл названия “Dead Can Dance”. Маска, хотя когда-то и была живой частью дерева, мертва; однако она и жива, потому что мастер, сделавший ее, напитал ее своей собственной жизненной силой. Чтобы понять, почему мы выбрали такое имя, подумайте о превращении неживого в живое, подумайте о процессах перевоплощения жизни в смерть, и смерти в жизнь. Многие пропустили этот неотъемлемый символизм, и подумали, что мы, должно быть, “болезненные готические типы”…»

Dead Can Dance "Summoning Of The Muse"

Спустя год выпущен следующий альбом Dead Can Dance, который тут же занимает второе место в британских хит-парадах альтернативной музыки. А еще спустя год музыканты уже активно гастролируют и, собрав все записи с концертов, выпускат свой третий альбом, который многие любители выделяют особо.

Dead Can Dance "Yulunga (Spirit Dance)"

Одной из музыкальных неожиданностей нового альбома стало использование 58-струнного китайского инструмента янг’чина, на котором играла Лайза. Вся странность заключается в том, что под аккомпанемент этого инструмента музыканты исполняли католические хоралы на фоне современных синтезаторов, что само по себе было весьма нестандартно и магически завораживало.

Dead Can Dance "Rakim"

В начале 88-го Dead Can Dance выпускают свой новый альбом, в котором как бы оглядываются и снова углубиляются в духовную и светскую музыку периода раннего Ренессанса.

Dead Can Dance "The Carnival Is Over"

Помимо студийной и концертной работы, группа много внимания уделяет серьезному кинематографу. В 89 году Dead Can Dance участвуют в записи музыки к документальной ленте о проблемах индейских резерваций в США, а также пишут саундтрек к фильму “Дитя луны” режиссёра Агустина Вильяронги. В этом же фильме Лиза сыграла главную женскую роль вместе с актёром Давидом Наварро Сустом.

Dead Can Dance "The Host of Seraphim"

С середины восьмидесятых до начала девяностых в музыке группы преобладали средневековые кельтские и готические мотивы, окутанные мрачными звуками синтезаторов. В девяностых годах появились восточные элементы, но все такие же необычные, как и все творчество группы на фоне тогдашней поп-культуры Европы.

Dead Can Dance "Towards the Within"

Тенденция углубления в музыкальное наследие средневековья Европы и Ближнего Востока более четко чувствуется в альбоме Dead Can Dance 90-го года. В нем для записи активно используются средневековые инструменты. Кстати, в качестве обложки альбома фигурирует фрагмент триптиха «Сад земных наслаждений» средневекового художника Иеронима Босха. Помните, я в начале говорил о том, что музыка пропитана Босхом? Значит я попал в унисон с визуальным представлением о своей музыке самих артистов. Вот что говорят о назввании альбома музыканты: «…слово “Aion” – выражает не только возраст, но и всю продолжительность жизни мира и вселенной…». Интересна последняя песня альбома, которая несколько выбивается из общего стиля, так как в ее основу легли старинные иранские мотивы.

Dead Can Dance "Radharc"

Трудно назвать Dead Can Dance популярными артистами. Та мишура, которая обычно окружает более-менее известную группу, была им совершенно не присуща. Лайза обычно выступала с строгом, красивом, средневековом платье, а Брэндон - в простом костюме или свитере. Музыканты редко покидали место между инструментами, и уж конечно никогда не использовали фонограмму. Остальные участники группы настолько были погружены в музыку, что казалось, и вовсе не замечают присутствие зрителей. Музыку Dead Can Dance нереально слушать стоя, по крайней мере я себе этого никак не представляю. Это музыка для ушей, музыка для головы, но никак не для ног. Тем не менее Dead Can Dance стали одной из самых успешных групп лейбла 4AD.

Dead Can Dance "Sanvean"

В 94 году группа отправляется в большое турне. Именно тогда стало чувствоваться стилистическое «расслоение». Брендан по-прежнему пишет баллады в стиле раннего DCD, в то время как Лайза с головой погружается в иранскую музыку – здесь возможности ее голоса раскрываются в полной мере.

Dead Can Dance "Saldek"

В 96 году Dead Can Dance выпускают свой последний альбом и спустя два года заявляют о прекращении совместной деятельности. Музыка этого альбома мне более всего нравится. Она является настоящим апогеем совместного творчества музыкантов. Все композиции развиваются по своим правилам, и порой кажется, что каждая из песен - отдельное самодостаточное полотно, в котором вплетены множество ярких волокон.

Dead Can Dance "Song Of The Stars"

Абсолютно не поддается классификации стиль этого альбома, это просто музыка без границ и условностей, вроде узко фольклорная, но в то же время очень широко охватывающая зерна разных культур. И уж тем более не идентифицируется временная принадлежность мотивов, и мне кажется, что это - музыка будущего, далеко опередившая свои дни.

Dead Can Dance "The Snake And The Moon"

Но творчество музыкантов на этом не останавливается. В 1997 году Лайза записывает первый сольный альбом “The Mirror Pool”, в котором предпринимает попытку вернуться к стилю. Но потом снова возвращается к восточной музыке, к которой она явно неровно дышит, и выпускает с одним из музыкантов DCD, Питером Борком альбом “Duality” в 98 году.

Lisa Gerrard "Sacrifice"

Брэндон в это время работает отшельником над своим сольным проектом, звук которого он записывает в католическом храме.

Brendan Perry "Voyage Of Bran"

Совместно с Хансом Циммером в 2000 году Лайза Джеррард записывают саундтрек для фильма «Гладиатор», заглавная песня которого во многом способствовала успеху картины. Текст рожден из самой музыки – в нем нет ни одного слова, но это не мешает ему передавать смысл, обращаясь к глубоко запрятанным в каждом из нас первобытным струнам.

Hans Zimmer "Now We Are Free"

Спустя семь лет после официального распада группы к музыкантам обращаются сразу несколько продюсеров с просьбой о серии концертов для поклонников. Музыканты не могут себе отказать в таком удовольствии, вновь собирают группу и дают ряд выступлений, которые просто врывают знающую толк в настоящей музыке меломанов. Это говорит о том, что потребность у людей во всем прекрасном, удивительном и необычном до сих пор жива.

Dead Can Dance "Hymn For The Fallen"

Dead Can Dance