Культура и искусство
ВИА Красные маки — не пройденный путь музыкальных алхимиков от советского свинца к мировому золоту
5 лет назад
2.1K

"Красные маки" - это целая эпоха в творческой жизни страны, которую можно назвать эрой Вокально-Инструментальных Ансамблей. ВИА - это лаборатория, в которой алхимики звука создавали не только повседневные порошки от хандры, но и искали свой философский камень. Ближе всех к нему удалось приблизиться "Красным макам" образца 80-х - их убойные боевики переплавили советский свинец в мировое золото.

Этот коллектив - настоящая бомба конца 70-х начала 80-х годов XX века в СССР. Если бы тогда были музыкальные чарты, то группа рвала бы их, как Тузик грелку. На тех дискотеках, где крутили "Красные маки", было обеспечено поголовное и бескомпромиссное дрыгоножество всего половозрелого населения, а после нее - выполнение плана по деторождаемости. Музыка "Красных маков" была не просто заводной, но и качественной. Широкое применение синтезаторов, тщательная работа звукорежиссеров, великолепные, смелые аранжировки - все это сделало группу эталоном звучания, забойности и хитовости на рубеже 70/80-х годов.

Своим успехом группа была обязана целой плеяде музыкантов, побывавших в ней или сотрудничавших с ней - Аркадий Хоралов, Юрий Чернавкий, Валерий Мигуля, Вячеслав Добрынин, Виктор Матецкий. Коллектив начал формироваться в Макеевке, когда Аркадию Хаславскому и игравшим с ним музыкантам Донецкого музыкального училища предложили создать ВИА на базе одного донецкого завода. Тогда в СССР не было продюссеров в нынешнем понимании, и финансирование музыкантов осуществлялось путем прикрепления их к какой-нибудь организации, которая могла себе это позволить. Это было выгодно всем: музыканты получали стабильную работу и жалование, а какой-нибудь завод - музыкантов, играющих на дискотеках дома культуры и отдыха при нем. Следующим уровнем развития было прикрепление музыкального коллектива к какой-нибудь филармонии, музыкальному учреждению, создававшему рабочую среду для профессиональных музыкантов. Тогда коллектив мог официально выступать, зарабатывая гастролями деньги, записывать пластинки. Обычно филармония проводит прослушивания или же находит музыкантов на конкурсах.

Так случилось и с этим коллективом - к нему поступило предложение от Сыктывкарской филармонии, куда и перебрались музыканты. В их коллектив влились новые участники и пришел еще один генератор идей - Валерий Чуменко. Он-то и предложил ансамблю название "Красные маки", под которым они получили на фестивале «Сочи-76» вторую премию. После этого пути Хаславского и Чуменко разошлись: первый организовал новый коллектив "Здравствуй, песня" и перебрался с музыкантами во Владимирскую филармонию, а второй, записав с коллективом большую пластинку на "Мелодии", стал искать и испытывать новые подходы, не боясь экспериментировать со звуком.

Не нужно думать, что путь группы был радужным. Очень часто критика проходилась по их творчеству, как каток по асфальту. И это была не безобидная, как нынче, беззубая критика, созданная чтобы просто занимать место в колонках журналов и создавать информационный шум, а настоящая, советская критика, профессионально съедавшая артистов, как бультетьер резинового цыпленка, это были боевые тяжелые рыцари в государственных доспехах, практически неуязвимые, и их мнение для многих было не просто мнением, но и ориентиром, определявшим музыкальные предпочтения. В те времена информационные потоки были не столь доступны, как сейчас, и мнения критиков действительно значили много. Часто одной критичной статьи в не самой читаемой газете было достаточно, чтобы о коллективе забывали навсегда.

У нас принято благодарить артистов аплодисментами. Но на одном из концертов традиционного Бамовского фестиваля искусств "Огни магистрали", который проходил на городском стадионе Благовещенска, тульский ВИА "Красные маки" провожали...свистом. Одиннадцать музыкантов, разодетых в яркие, сочных красок костюмы, показали зрителю такую же ярко-сочную, не побоимся этого слова, халтуру. С.Буцковский, корреспондент газеты "Амурский комсомолец"

Однако "Красные маки" не только выстояли, но и продолжали работать. Через четыре года после сочинского успеха группа записала большую пластинку "Если не расстанемся". Но и тут ей досталось на орехи, и возможно, что заслуженно - по мне так диск действительно получился слишком стандартным для советсткой эстрады тех лет.

На пластинке "Если не расстанемся" большинство композиций записаны в типичной для наших ВИА, уже набившей оскомину манере, с едва заметным вкраплением современных приемов (исключение составляет, пожалуй, песня "Встречай меня"). Г.Головко. "Московский комсомолец"

ВИА Красные маки — путь музыкальных алхимиков от советского свинца к мировому золоту

Группа явно двигалась в стандартном русле, из которого ее вытащил приход новых музыкантов. Настоящим прорывом в творчестве "Красных маков" стал симбиоз вокала Аркадия Хоралова и электронных клавишных инструментов Юрия Чернавского, а так же приход в группу и других новых музыкантов. Благодаря мастерству Юрия Чернавского (клавишные, аранжировки). Аркадия Хоралова (вокал), Юрия Когановича (гитара-соло-ритм), Сархана Курбанбекова (вокал, акустическая гитара), Александра Калугина (вокал), Сергея Левиновского (саксофон), Сергея Рыжова (бас-гитара), Юрия Китаева (ударные) в 1980 году появился новый диск "Кружатся диски", который я до сих пор считаю эталоном диско-музыки.

Не прошло и года с выхода предыдущего, проходного, но вполне ожидаемого по звучанию альбома, как появляется нечто совершенно отличающееся от предыдущих работ, заставившее обратить на себя внимание и надолго занявшее первые позиции на всех дискотеках, от московских до маленьких строительных городков БАМа. Именно он и плюс несколько песен, записанных в эту эпоху, я могу назвать образцом качества танцевальной музыки тех лет, причем не только в рамках страны, но и в мировом масштабе.

ВИА Красные маки — путь музыкальных алхимиков от советского свинца к мировому золоту

Юрий Чернавский - серьезный вдумчивый музыкант, отлично разбирающийся в различных направлениях современной музыки, ищущий новые пути в развитии жанра. Не случайно на конверте последнего диска особо оговорена роль Юрия - аранжировщика. Успехом пластинка обязана его вкусу, умению предвидеть конечный результат долгой и кропотливой работы в студии звукозаписи. Г.Головко. "Московский комсомолец"

Диск сделан нон-стопом, аранжировки наполнены огромной мелодичностью, изысканностью, звучат по тем временам электронно, и в то же время группа не ушла, как многие тогда, в слепое подражание лучшим западным образцам, а нашла свое звучание. Я часто слушаю эту музыку, и не перестаю восхищаться мастерством создавших ее людей.

Думаю, что достигнуть вершин успеха, соразмерных диску "Кружатся диски" ни один последующий альбом не смог. В 1986 году группа, опять сменив большую часть состава, уходит больше в поп-рок, и меняет на название на "Маки", которая просуществовала еще три года. Смена государственных формаций, смена принципов жизнедеятельности музыкальной среды, смена приоритетов в жизни людей - все это способствовало исчезновению немалого числа коллективов творческих людей, и "Красные маки" не стал исключением. Каждый из музыкантов, работавших в этом коллективе, пошел своей дорогой, некоторые добились очень многого, другие же просто занимались творчеством, не взирая на титулы и положения. Из сольных работ могу выделить особо Аркадия Хоралова и Юрия Чернавского, заслуживающего отдельной статьи, а может и отдельного сайта.

ВИА Красные маки — не пройденный путь музыкальных алхимиков от советского свинца к мировому золоту